ГУ «Центр гигиены и эпидемиологии»
Управления делами Президента
Республики Беларусь

Административный корпус

220039, г.Минск
ул. Чкалова, 14-2, к.311

Тел./факс 8 (017) 219 70 08

Лабораторный отдел

220039, г.Минск
ул. К. Цеткин, 4 (2 этаж)

Тел./факс 8 (017) 200 44 19

МЕНЮ


2 АПРЕЛЯ — Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма

По данным Всемирной организации здравоохранения:

Аутизм — это спектр расстройств, при которых ребёнок развивается иначе. Расстройства аутистического спектра (РАС)  проявляются в диапазоне состояний, которые характеризуются определенным нарушением социального поведения, коммуникации и вербальных способностей, сужением интересов и деятельности.

У ребёнка с аутизмом могут быть трудности с коммуникацией и общением с другими людьми, нарушения речи и необычные виды поведения, например, повторяющиеся действия или ограниченные интересы — «зацикленность» на чём-то.

Важные факты

  • В мире 1 из 160 детей страдает расстройством аутистического спектра. Эта оценка является усредненной цифрой. В некоторых хорошо контролируемых исследованиях сообщаются существенно бóльшие цифры. А о распространенности РАС в странах с низким и средним уровнем дохода на сегодняшний день неизвестно. Исходя из эпидемиологических исследований, проведенных за последние 50 лет, распространенность РАС возрастает во всем мире.
  • Число детей, у которых диагностируется аутизм, растет каждый год более чем на 10%.
  • Расстройства аутистического спектра проявляются с детства и сохраняются в подростковом и взрослом возрасте. Распознать расстройство аутистического спектра у детей до 12 месяцев сложно, но в возрасте двух лет диагностирование обычно возможно. Характерными чертами являются задержка или временный регресс в развитии речи и социальных навыков и повторяющиеся стереотипные модели поведения (в большинстве случаев эти состояния проявляются в первые 5 лет жизни).
  • РАС часто сопровождаются другими нарушениями, в том числе эпилепсией, депрессией, тревожным состоянием и гиперактивным расстройством с дефицитом внимания. Интеллектуальный уровень крайне варьируется: от тяжелого повреждения до превосходных когнитивных способностей.  По оценкам, около 50% людей с РАС страдают также от умственной отсталости.
  • Хотя некоторые лица с РАС способны жить самостоятельно и продуктивно, другие страдают тяжелыми нарушениями и нуждаются в пожизненном уходе и поддержке.
  • Основанные на фактических данных социально-психологические мероприятия, такие как программы по поведенческой терапии и обучению родителей, могут уменьшить трудности в общении и социальном поведении и оказать положительное воздействие на благополучие и качество жизни людей с РАС и лиц, осуществляющих уход за ними.

 

Об отношениях в семье

 

  • Следует знать, что лечения от расстройств аутистического спектра не существует. Рекомендуется проводить мониторинг развития детей в рамках регулярного оказания медицинской помощи матерям и детям. Учёные в один голос твердят, что начинать оказывать помощь особенному ребёнку нужно как можно раньше. Недостаточно сводить ребёнка в школу, где им занимаются специалисты, а потом вернуться домой и ничего не делать. По статистике США, у 10% детей, которым оказали интенсивную раннюю помощь, нарушения развития вообще не заметны. Они максимально адаптированы к социальной жизни, идут в детские сады, школы, у них восстанавливается устная речь и коммуникация.
  • Универсальных рекомендаций для родителей детей с аутизмом, в общем-то, нет. Все дети разные, к каждому нужен индивидуальный подход. Важно, чтобы у семьи, в которой живёт ребёнок с особенностями, была нормальная обычная жизнь со своим распорядком дня, а родители могли работать и заниматься своими делами. Условно: ребёнок ходит в школу, родители на работу, а, например, бабушка с дедушкой ждут всех дома.

Как правильно вести себя с детьми с аутизмом

  • Тут действуют самые обычные правила, которые мы используем по отношению ко всем окружающим. Во-первых, не надо никого трогать и нарушать частное пространство, границы другого человека. Для некоторых детей с аутизмом это один из раздражающих факторов (так же, как и резкий свет или очень громкие звуки). Во-вторых, не стоит в разговоре использовать много слов и торопиться. Тем более если вы не знаете, каким способом общается человек. Он может делать это посредством обмена картинками или составлением слов из букв на планшете, что отнимает время. Лучше заранее уточнить удобный для него метод коммуникации.
  • Дети с аутизмом могут и должны учиться в школе. А у родителей должно быть право выбора: специальная школа или обычная. Главное, чтобы обучение происходила не дома. Социальная среда — очень важна для людей с особенностями. Школьные логопеды помогут правильно произносить определённые звуки и наладить коммуникацию с теми, кто не может пользоваться речью.

 

 

 

 

О будущем особенных людей

 

  • В зависимости от своих возможностей люди с аутизмом могут поступить в университет, получить специальность и устроиться на работу. Один из самых известных и вдохновляющих примеров — профессор Темпл Грандин, про жизнь которой сняли фильм и написали книгу. А в 2010 году журнал Time включил её в список 100 самых влиятельных людей в мире. Она росла в то время, когда никто толком не знал, что такое аутизм. Но благодаря упорству своей мамы, она смогла многого добиться.
  • Примеров трудоустройства людей с особенностями развития не так много, как хотелось бы, но они есть. В Танзании, например, люди с аутизмом работают в банке: находят ошибки в расчётах и делают это не хуже компьютеров. А в Сиэтле (США) находится прачечная, где 40% работников — люди с особенностями развития. Эта прачечная обслуживает все пятизвёздочные отели и больницы в городе и славится безупречным качеством работы. То, что от обычных людей требует высокой концентрации внимания, людям с аутизмом даётся легко. Трудоустройство — вполне реальная задача, если понять, что конкретно у этого человека получается лучше всего. Тогда его способности можно применить с максимальной пользой.

 

Как рассказывать ребёнку о людях с особенностями развития

  • Нужно чаще говорить, что у нас у всех есть отличительные черты и свои особенности, не все мы одинаковые. При этом фокусировать внимание нужно на преимуществах, подмечать положительные стороны. Толерантность формируется с детства. Чем раньше мы детям расскажем о разнообразии людей, тем спокойнее им будет расти с ощущением, что особенности развития — это нормально, а вовсе не страшно. Начинать нужно с себя. Показывать своим примером, как нужно относиться к таким людям, учиться строить отношения с теми, кто от нас чем-то отличается.

Как меняется отношение к особенным людям

  • За последние годы отношение к людям с особенностями в общество заметно улучшилось. Нужно стремиться к тому, чтобы люди с особенностями общались не только между собой, но и с окружающими, были среди нас. В этом и есть суть инклюзии — не отделяться, а идти на сближение.

Причины

  • Точные причины расстройства аутистического спектра до сих пор неизвестны. Но установлена генетическая природа нарушения, то есть с аутизмом рождаются, он не появляется из-за внешних воздействий. К возможным рискам относят и загрязнение окружающей среды, путем воздействия на развитие мозга на ранних этапах, а также более зрелый возраст родителей.
  • Очевидный рост случаев аутизма  можно объяснить возросшей информированностью, расширением диагностических критериев, совершенствованием средств диагностики и т.д.
  • Не существует фактов о том, что какая-либо детская вакцина может повысить риск расстройств аутистического спектра. Обзоры фактических данных, проведенные по заказу ВОЗ, о потенциальной связи между консервантом тиомерсал и адъювантами алюминия, содержащимися в инактивированных вакцинах, убедительно свидетельствуют о том, что вакцины не повышают риск развития РАС.

 

7 распространённых мифов об аутизме

 

  • Аутизм — это болезнь.Расстройства аутистического спектра — это особенности развития, а не болезнь. Аутизм не лечится никакими средствами, нет никакой чудо-таблетки от него.
  • Аутизм связан с прививками.РАС — это генетическое нарушение, с ним рождаются, а не приобретают из-за поставленных прививок в детстве или неправильного воспитания.
  • Аутизм — редкое нарушение.Сам по себе диагноз признали недавно, в некоторых странах он мало изучен. Аутизм более распространён, чем синдром Дауна и церебральный паралич, поэтому редким назвать его вряд ли можно.
  • У людей с аутизмом есть нарушения интеллекта.Если у ребёнка есть проблемы с интеллектом — это дополнительный диагноз. Конечно, если ребёнку с РАС не помогать развивать коммунактивные способности, то, безусловно, могут появиться проблемы с развитием и поведением.
  • Все люди с аутизмом — гении.Люди с аутизмом разные. Да, среди них есть те, кто может в уме решать сложные математические задачи и обладает феноменальной памятью, а есть люди и со средними способностями.
  • Люди с аутизмом агрессивны.Иногда их поведение может показаться странным только лишь потому, что они не могут иначе выразить свои потребности. Когда человек не может ничего о себе сообщить, не может согласиться или отказаться, он пытается всевозможными способами показать, что ему не нравится, привлекая внимание окружающих.
  • Люди с аутизмом замкнутые, не хотят общаться и им никто не нужен.Это не так. Как и все, они испытывают потребность в общении. Им всегда есть что сказать, просто сложно это сделать. Поэтому нужно вовремя найти альтернативный способ коммуникации.

 

02.04.2019