Профилактика нарушений осанки у детей
В настоящее время в связи со значительной распространенностью среди детей и подростков нарушений осанки и сколиоза растет интерес специалистов и родителей к данной теме. Попробуем разобраться с этим вопросом кратко и доступно.
Осанка – положение корпуса человека и головы в пространстве при сидении, стоянии, хождении. Она формируется под весом тела, с помощью костей скелета и мышечной ткани. Осанка – это не только положение корпуса в пространстве, но и расположение таза, стоп, головы относительно корпуса.
Нарушение осанки визуально определяется усилением или уплощением естественных изгибов позвоночника или искривлением позвоночника влево или вправо. Наглядно даже неспециалист может отметить сутулость, наличие крыловидных (сильно выступающих лопаток), асимметрией треугольников талии. Обращают внимание на одинаковый уровень расположения лопаток и плеч; симметричны ли ягодичные складки; нет ли поворота туловища вокруг своей оси и одинаковой ли формы треугольники, образованные боковой видимой границей туловища и рукой (так называемые «треугольники талии»).
Сколиоз – сочетание стойкого бокового искривления и ротации позвоночного столба. Дифференциальная диагностика проводится по данным рентгенографии.
Ребёнок рождается с абсолютно ровным позвоночником, а изгибы позвоночного столба, амортизирующие удары при движении, формируются с возрастом.
Очень важно начинать профилактику сколиоза у детей с самого младенчества ребенка и продолжать ее до 18 лет, до конца роста организма. Ведь пока организм растет, есть огромный риск развития сколиоза. Наибольший риск – в 11-14 лет! Чтобы этого избежать, нужно соблюдать следующие профилактические меры:
— не сажайте грудничка-младенца раньше его желания, то есть пока он сам не сможет сесть;
— держите и носите малыша на руках таким образом, чтобы его позвоночный столб находился в одной плоскости;
— избегайте пользоваться слингом для переноски ребенка;
— не водите ребенка всегда за одну руку, меняйте их;
— ежедневно гуляйте с ребенком на свежем воздухе, в каждую пору года (под воздействием ультрафиолетовых лучей (солнца) вырабатывается витамин Д, который очень полезен для укрепления костей, а также выполняйте рекомендации педиатра по приему витамина Д;
— для детской кровати приобретайте ортопедический матрас средней или высокой жесткости;
— подушку также рекомендуется приобретать ортопедическую подобранную по размеру, до года лучше спать без подушки;
— сидеть без движения можно не более 20 мин., это перенапрягает мышцы и развивает сутулость. Поэтому нужно часто вставать (хоть на одну минуту) и часто менять положение ступней при сидении (назад-вперед, рядом-врозь);
— следите за правильностью положения туловища ребенка при сидении, которое во многом зависит от соответствия мебели росту ребенка. Высота стола должна быть на 2- 3 см выше локтя опущенной руки ребёнка. Высота стула не должна превышать в норме высоту голени. Если ноги не достают до пола, то следует подставить скамейку, чтобы ноги в тазобедренных и коленных суставах были согнуты под прямым углом. Садиться на стул нужно так, чтобы вплотную касаться спинки стула, сохраняя поясничный изгиб (лордоз). Расстояние между грудью и столом должно быть равно 1,5- 2 см (ребром проходит ладонь), голова слегка наклонена вперёд;
— контролируйте расстояние от стола ребенка до его глаз – оно должно быть не менее 30 см.;
— монитор компьютера располагайте на уровне глаз ребенка;
— правильно размещайте освещение на рабочем месте вашего ребенка — тень от лампы не должна мешать читать написанное, если ребенок пишет правой рукой, то лампа размещается слева или спереди;
— по мнению психологов некорректно располагать стул лицом к стене. Дети бессознательно сидят сутуло, если видят перед собой монотонную стену. Декорируйте стену полочками и изображениями по выбору ребенка;
— покупайте школьный ранец с широкими мягкими лямками, а не сумку через плечо;
— используйте подставку для книг;
— в течение дня нужно несколько раз ложиться ровно на живот или на спину по 15 мин. на твердую поверхность, что отлично разгружает позвоночник;
— важный момент – отслеживать и корректировать нежелательное положение тела: сидение с поджатой под себя ногой, закидывание одной ноги на другую, а также опора головы на руку при сидении;
— ребенок не должен читать и смотреть телевизор лежа на боку;
— гармоничное симметричное развитие мышечного корсета посредством занятий физической культурой благоприятно влияют на состояние осанки, особенно полезны занятия плаванием;
— предпочитайте велосипед самокату (катание на самокате провоцирует асимметрию опорно-двигательного аппарата);
— следите за правильностью осанки визуально: голова чуть приподнята, плечи расправлены, линия живота не выходит за черту грудной клетки, лопатки не выступают. Не забывайте о плановых осмотрах ортопеда!
Врач-гигиенист Иванова О.Ю.
18.09.2019